Соцсети — не зло. Почему «Реал» и «Барса» впереди АПЛ, а «Атлетико» ниже «Галатасарая»

В конце января авторитетная компания «Deloitte» обновила ежегодный отчет самых дорогих клубов мира. Возглавил рейтинг в двенадцатый раз «Реал» — это абсолютный рекорд для мирового футбола. Мадридцы стали первыми, кто преодолел рубеж в 750 миллионов евро.

Фото: © fcbarcelona.com

На втором месте находится главный антагонист «Реала» — «Барселона», которая отстала от лидера на 60,5 млн. евро. Примечательно, что разница между первой и второй позицией оказалась наибольшей за время существования рейтинга. Поэтому есть основания полагать, что клуб из столицы Испании продолжит доминировать и в будущем.

Сразу за «Реалом» и «Барселоной» расположились финансовые монстры в лице «Манчестер Юнайтед», «Баварии», «Манчестер Сити», «ПСЖ», «Ливерпуля» и «Челси». Последние два года именно «красные дьяволы» удерживали пальму первенства, несмотря на отсутствие громких побед как внутри страны, так и на международной арене.

Немного раньше в «Global Digital Football Benchmark» представили список пятнадцати дружин, которые лучше всех используют один из главных ресурсов современного футбола — социальные сети. Так, расположение первой тройки — «Реал», «Барселона», «Манчес­тер Юнайтед» — позволяет сделать выводы о том, что показатели «Global Digital Football Benchmark» вполне сопоставимы с рейтингом «Deloitte».
Почему «Реал» и «Барса» уничтожают АПЛ

Пожалуй, все дело в успехах грандов испанского футбола на полях Лиги чемпионов.

Шутка ли, за последние десять лет «Реал» и «Барселона» не выигрывали самый престижный турнир Европы только три раза. Вместо них совершили прорыв «Интер», «Челси» и «Бавария», которые пока явно не дотягивают до того, чтобы постоянно доминировать на международной арене.

Команды установили, без преувеличения, тотальный контроль главного клубного титула в футболе. И если с «Барселоной» побеждали Пеп Гвардиола и Луис Энрике, то «Реал» пополнял клубный музей благодаря Карло Анчелотти и Зинедину Зидану. Они изменили историю испанского футбола и установили настоящую монополию на трофей, вручаемый УЕФА.

Поочередный триумф в Лиге чемпионов — это не только достаточно солидные призовые, но и рост всего того, что называется коммерческими доходами. Они, как правило, включают продажу клубной атрибутики, спонсорские контракты, маркетинг и предсезонные туры. Наверное, нет ничего странного в том, что «Реал» и «Барселона» по этим показателям находятся далеко впереди остальных.

Своеобразным фундаментом достижения успеха являются не только победы в крупных соревнованиях, но и высококлассные контракты с титульными спонсорами. Так, «Реал» получает 70 млн. евро от «Fly Emirates» и 110 млн. евро — от «Adidas», тогда как «Барселона» пополняет бюджет на 55 млн евро от «Rakuten» и 105 млн евро от «Nike».

Одним из базовых показателей популярности клуба всегда считалось наличие звездных игроков, которые одним лишь своим присутствием способны увеличить аудиторию в социальных сетях.

Взять хотя бы Неймара, со скандалом перешедшего в «ПСЖ» полтора года назад. Разве его команда вышла на какой-то новый уровень? Нет. Но французы в лице нападающего получили дополнительный хайп и подписчиков в медийном пространстве. И теперь «ПСЖ» конкурирует с «Ливерпулем», прошлогодним финалистом Лиги чемпионов и главным фаворитом АПЛ.

Конечно, гораздо лучше, когда определенный футболист генерирует не только обсуждения, но и является гарантией успешных выступлений клуба. Взять тех же Криштиану Роналду и Лео Месси: «Реал» и «Барселона» никогда бы не добились таких результатов без лучших игроков в современной истории футбола. Но это, пожалуй, исключение из правил — в конце концов, не всем быть новыми Роналду и Месси. Мадридцы привыкают жить без своего лидера, а каталонцы пока выжимают из капитана все соки.

Аудиторы из компании «Deloitte» подтверждают посыл: «Реал» — беспрецедентный лидер и может чувствовать себя стабильно благодаря долгосрочным контрактам с «Adidas» и «Fly Emirates». Впрочем, не все так однозначно, поскольку эффект после продажи Криштиану в «Ювентус» еще предстоит оценить.

Все ведь помнят шумиху вокруг перехода Криша из «Реала» в «Ювентус», когда огромное количество подписчиков в социальных сетях перебежало вслед за своим героем? Так вот, это правдивая информация, но какого-то глобального буста это итальянскому клубу пока не принесло.

Есть один документальный факт: «Ювентус» даже с Криштиану идет лишь на восьмой позиции в рейтинге «Global Digital Football Benchmark». Они находятся в компании «Ливерпуля» и «ПСЖ», которые никак не могут взять столь желанный титул Лиги чемпионов.

Да, «Реал» после расставания с Роналду испытывает некоторые проблемы с заполняемостью вместительного «Сантьяго Бернабеу», но в отчетах «Deloitte» и «Global Digital Football Benchmark» все равно уверенно занимает лидирующие места. Получается, «Барселона» даже с Месси не в состоянии навязать конкуренцию клубу, который остался без главного бомбардира в истории.

Такие тренды, однако, скоро изменятся, поскольку «Реал» не сможет сезон за сезоном выигрывать Лигу чемпионов, а «Барселоне» будет трудно рассчитывать на Месси через несколько лет. И вот здесь начнется самое интересное, ведь впервые за долгое время испанские гранды спустятся с небес на землю к простым смертным и окажутся в несколько позабытой ситуации.

Наружу вылезут все проблемы и недочеты, которые мастерски закрывали Роналду, Месси и победы в Лиге чемпионов. Дело в том, что ни «Реал», ни «Барселона» не делают такой упор на раскрутку бренда в социальных сетях. Они ведут страницы и регулярно вносят изменения в клубные профили, но не работают так, будто медийное пространство — главный источник популярности для них.

Их каналы на площадке «YouTube», например, не выглядят какими-то уникальными — на первый взгляд, не хватает действительно интересного контента. За последнее время «Реал» и «Барселона» залили себе хайлайты и полные матчи главных и молодежных команд и провели парочку банальных мероприятий.

Фото: © atleticodemadrid.com

Мадридцы организовали батл Карлоса Каземиро и Дани Карвахаля в компьютерной игре «FIFA», представили новичка Браима Диаса и сделали ряд подборок. Недалеко ушли и каталонцы, которые опубликовали обзор тренировок, презентовали Кевина-Принса Боатенга и заставили голкипера Яспера Силлессена сыграть в игру.
Разве можно считать такой контент интересным? Вряд ли.

Почему «Атлетико» ниже «Галатасарая»

Начнем с того, что «Атлетико» — не самый типичный представитель чарта от Испании.

В его составе нет звезд планетарного масштаба, а клуб никогда в истории не становился обладателем трофея Лиги чемпионов. Он лишь трижды выходил в финал и три раза выигрывал Лигу Европы.

Проблема столь низкого расположения «Атлетико» в отчетах «Deloitte» (тринадцатое место, ниже «Тоттенхэма» и «Боруссии» из Дортмунда) и «Global Digital Football Benchmark» (четырнадцатое место, ниже «Боруссии» из Дортмунда и «Галатасарая») в том, что для команды последние успехи являются аномалией. Почти все они связаны с персоной Диего Симеоне, разбившего биполярность испанского футбола.

Нет гарантий, что мадридцы продолжат прогрессировать, занимать вторые места в чемпионате Испании, брать Лигу Европы и выходить в финал Лиги чемпионов без Диего Симеоне. Прочувствовали это и организаторы Суперлиги — планируемой сильнейшими клубами Европы закрытой лиги, отдельной от УЕФА. Они, например, не собираются вносить «Атлетико» в список постоянных участников, а только — в пул приглашенных, потому что не уверены в том, что клуб способен приносить доходы даже на уровне «Милана» и «Арсенала».

Иными словами, у мадридцев нет ничего из того, чем обладают самые мощные клубы континента. Ни серьезных успехов на международной арене, ни обладателей «Золотого мяча» в составе, ни огромного бюджета, чтобы навязывать конкуренцию постоянным участникам Суперлиги. В таком случае серебряному призеру чемпионата Испании ничего не остается, кроме как собирать крохи со стола социальных сетей и остального медийного пространства.

Фото: © Denis Doyle/Getty Images

У «Атлетико» не все так плохо в глобальном плане — в конце концов, клуб поэтапно выходит на новый уровень в развитии. Впрочем, удивляться месту ниже «Галатасарая» не приходится. Правда в том, что «Галатасарай» — один из самых популярных клубов Турции наряду с «Фенербахче» и «Бешикташем», поэтому количество его болельщиков и подписчиков превосходит показатели мадридцев. И они в Испании никак не могут похвастать подобным статусом.

Ты либо за «Реал», либо за «Барселону».

А кто против — за «Атлетико».

Текст: Сергей Куванжи

Добавить комментарий